Багетов изготовления печатных пластин.. Выбор технологии печати
- Багетов изготовления печатных пластин.. Выбор технологии печати
- Тиражная графика -- это. Доступность и уникальность
- Уникальная графика. Материалы и выразительные средства уникальной графики
- Офорт. Что такое офорт? Немного процесса (осторожно длиннопост!)
- Искусство создания печатного художественного изображения с помощью гравирования. Техники гравюры с примерами работ
- Печатная графика это. Гравюра на дереве или ксилография
- Печатная графика виды. Печатная графика
Багетов изготовления печатных пластин.. Выбор технологии печати
В офсетной печати печатающие и пробельные печатной элементы формы лежат в одной плоскости. элементы Печатающие обладают гидрофобными свойствами, т.е. способностью полярную отталкивать увлажняющую жидкость, и одновременно олеофильными позволяющими, свойствами им воспринимать неполярную печатную краску. В то же пробельные время (непечатающие) элементы печатной формы, имеют, наоборот гидрофильные и в то же время олеофобные свойства, чему благодаря они воспринимают увлажняющую жидкость и краску отталкивают. Этот процесс происходит в результате явлений физических на поверхности раздела сред.
Правильное офсетного осуществление печатного процесса зависит от многих химических-физико явлений, связанных с материалами и компонентами, участие принимающими в нем. Приведенный ниже перечень факторы те представляет, которые оказывают наибольшее влияние на офсетной качество печати:
- Влияние печатной формы
- красочных Влияние валиков
- Влияние резинового полотна
- печатной Влияние краски
- Влияние увлажняющего раствора
- запечатываемого Влияние материала
- Влияние печатной машины (на печати качество и стабильность процесса)
Перед печатью участки пробельные печатной формы покрываются тонким увлажняющей слоем жидкости. Этот раствор (состоящий из вспомогательных и воды добавок) равномерно распределяется увлажняющими При.
валиками печати увлажняющая жидкость соединяется с образуя, краской эмульсию. В случае, когда количество эмульсии в воды составляет 20–25% – это является стабильной соответствующей, эмульсией оптимальному балансу "краска/вода". увлажнение Недостаточное приводит к нарушению гидрофильности пробельных как и, элементов следствие, к тенению печатной формы.
воды Если становится больше, чем нужно, нестабильная получается эмульсия типа "краска в воде", т.е. эмульгирование происходит краски. Такая эмульсия воспринимается элементами пробельными и содержащаяся в ней краска создает оттиске на фон, нарушается равномерность подачи краски, закрепление замедляется краски на оттисках, появляется бледная Для.
печать поддержания баланса "краска/вода" учитывать следует такие показатели как свойства воды исходной, качество полученного увлажняющего раствора, состояние и тип увлажняющего аппарата, печатная краска, форма печатная, офсетная резина, бумага. Основными определяющими, показателями качество увлажняющего раствора, являются – электропроводность, кислотность и жёсткость воды.
Тиражная графика -- это. Доступность и уникальность
Главное отличие от других произведений живописи и их распространения состоит в том, что производство сразу нескольких образцов одного и того же предмета — идея и желание самого художника. Это одновременный тираж фотографий, скульптур, керамических изделий, ксилографии, гравюр или шелкографии, а не копии, так, все они равноценны для коллекционеров и желающих приобрести продукт. Репродукции, в отличии от тиражного искусства, — это побочный симптом признанной славы и популярности. Художники и компании копируют работу с указанием автора, который иногда даже не подозревает о ее существовании. Как правило, ее ценность невелика.
В галереях и каталогах, которые предоставляют крупные аукционы, тиражные позиции относятся к категории Prints & Multiples Art . Сегмент популярен не только среди крупных компаний и коллекционеров, но и среди широкой публики, поскольку он служит отправной и самой доступной точкой на рынке искусств. Приобретение пронумерованных и подписанных автором картин или скульптур дает возможность начинающим коллекционерам начать деятельность и стать частью большого культурного сообщества. Кроме того, покупка тиражного предмета — это единственная возможность получить произведение любимого творца. Это особенно уместно, если мы говорим об уличных художниках или тех, кто занимается перфомансом.
Общество сформировало мнение, что явление тиражного искусства и его востребованность — дело рук современных художников и арт-галерей, которые расцвели в эпоху технического прогресса. Это не так, «multiple art» существует уже много веков, а интерес к нему не перестает угасать.
Уникальная графика. Материалы и выразительные средства уникальной графики
Удивителен и разнообразен мир изобразительных возможностей уникальной графики. С тех незапамятных пор, как у человека появилось желание что-то изобразить, и начинают свою историю всевозможные графические — рисовальные материалы. Со временем творческие искания художников, развитие науки и техники расширили и усовершенствовали ассортимент технологических средств рисунка, обогатив художественную выразительность искусства уникальной графики.
Рассмотрим основные особенности наиболее распространенных графических техник и с их помощью попытаемся на конкретном изобразительном материале проникнуть в удивительный мир художественного образа уникальной графики.
Офорт. Что такое офорт? Немного процесса (осторожно длиннопост!)
Всем привет! Иногда на выставках или в личку, глядя на офорт у меня спрашивают, мол долго ли я работу ручкой гелевой рисовал? Т.е. многие не знают, что такое офорт, насколько это длинный и необычайно интересный процесс, считая, что работа, в итоге, нарисована ручкой… И доделывая последнюю пластину, я задумался о том, что стоило бы поделиться со всеми этим древним ремеслом, зародившемся еще в начале XVI века. Как покороче объяснить что такое офорт? Это гравюра на металле. Его относят к глубокой печати, то есть печати, при которой углубления рисунка заполняются краской, и затем под сильным давлением пресса рисунок переходит на бумагу. Так же есть несколько способов, позволяющих добиться изображения на металлической пластине, они называются манеры. В этом посте я покажу офорт в манере акватинта и постараюсь покороче объяснить этот очень длинный процесс.
Для офорта требуется металлическая пластина (медь, цинк, латунь и др.) в зависимости от силы травящего раствора. Пластина обрезается до нужного формата и полируется до состояния зеркала.
После этого пластина (в данном случае латунь) разогревается и на неё тонким слоем наносится офортный лак, для того, чтобы целиком изолировать для травящего раствора.
И теперь пластину нужно закоптить, чтоб видеть как на неё наносится рисунок.
И так, получилась вот такая заготовка под офорт. Я закрепил в коробке, чтоб не повредить слой лака при переносках и при нанесении рисунка.
ВРЕМЯ РИСОВАТЬ! Иглой или любым острым инструментом, которым можно рисовать - рисуем работу или переносим с эскиза, если таковой есть. Тут важно понять - в дальнейшем пластина перевернется, чтоб отпечататься на бумаге, а потому изображение будет зеркальным. И это надо учитывать на стадии эскиза.
Рисунок наносится не с силой, важно просто процарапать слой нанесенного лака, а не процарапать металл. Остальное за нас сделает кислота или щелочь. В зависимости от выбранного металла подбирается и раствор. После того, как рисунок процарапан - опускаем в раствор пластину.
Она травится разное время, зависит это от массы критериев - температуры в помещении, раствора, металла, да и от задачи художника. Раствор не травит поверхность лакированную, он травит только рисунок. Когда пластина протравлена - с неё стирается лак, и можно приступать к следующему шагу. К самой манере акватинта. За плечами только половина работы, самое сложное теперь впереди… Если напечатать получившуюся пластину - будет только линейный рисунок, а нам нужен разбор по тону.
На пластину роооооовным-ровным слоем сыпется растертая канифоль, а затем, подогревая пластину, канифоль плавится, оставаясь на поверхности прозрачными бусинками. Это делается для того, чтоб придать фактуру и чтоб краска при печати цеплялась лучше.
Когда пластина остынет - лаком закрывается та часть, которая будет самой белой на оттиске. В данном случае - белый кролик. Выходит как негатив - самое черное, в итоге, будет самым белым. Лак сушится и работа снова окунается в травящий раствор, но теперь уже на очень короткое время, ведь цель не протравить дыру в металле, а лишь слегка потревожить полированную поверхность, чтоб при печати появился тон.
Этот перекрытый лаком кролик травился 30 секунд. После того, как пластина высохнет, наносится следующий слой лака, в тех местах, которые будут лишь чуть темнее. И таких слоев может быть сколько угодно, но обычно делают 4-6.
Нанесены и протравлены все слои, лак смыт и наконец работа готова к печати! Офортная краска (подойдет и обычная масляная) наносится на пластину, тщательно втираясь в углубления, в штрихи, излишки краски убираются легким разглаживанием ладони по поверхности. Все! Пластина на офортном станке, прокатывается вал и…. офорт готов!
Искусство создания печатного художественного изображения с помощью гравирования. Техники гравюры с примерами работ
Гравюра (фр. graver — вырезать) представляет собой вид графического искусства, позволяющий получать оттиски с печатных форм. Эти формы изготавливают из металла, дерева, пластика и иных материалов. Сами оттиски также называют гравюрами.
Существуют различные техники и приемы создания гравюры. Ее получают при помощи глубокой, плоской или высокой печати, которые отличаются друг от друга расположением элементов печатной формы по сравнению с пробельными элементами. Так, у печатных форм глубокой печати они вогнуты, высокой печати — приподняты, а плоской — на одном уровне.
Далее мы рассмотрим основные техники, с помощью которых с давних времен изготавливают гравюры. Практически все они относятся к гравировке по металлу и глубокой печати. При этом в некоторых техниках используется механический способ гравировки (сухая игла, меццо-тинто, резец, пунктир, карандашная манера), а в других применяют химический способ (классический офорт, акватинта, лавис, мягкий лак, карандашная манера).
Резцовая гравюра (резец)
Резцовая гравюра создается с помощью специального инструмента — штихеля (нем. Stichel — резец). Она требует от гравера высокой точности, больших усилий, терпения и может выполняться несколько недель или даже месяцев.
Резцы для гравировки по металлу.
Перед работой мастер основательно полирует металлическую пластину, создает на ней изображение с помощью ювелирного пунсона (острого инструмента) и приступает к детальной обработке рисунка штихелем. Перед печатью в пластину втирают краску, убирают ее излишки и делают оттиски.
Отличительные признаки резцовой гравюры:
- точки имеют треугольную форму, так как ставятся концом штихеля;
- штрихи имеют острые концы с одной или двух сторон (в местах входа или выхода штихеля из пластины);
- из-за значительного нажима на штихель линии получаются скованными и меняют толщину при разном погружении инструмента.
А. Мантенья. «Битва морских божеств». Резцовая гравюра на меди. Ок. 1470 г.
Сухая игла
Гравировка сухой иглой называется так потому, что она проходит без покрытия поверхности пластины лаком и без травления (техники с химическим способом гравировки представлены ниже).
Для этой технологии используют иглы разного размера, шабер и гладилку. Вначале металлическую пластину готовят к работе: шлифуют, полируют, обрабатывают кромку и углы. Затем на пластину наносят желаемый рисунок с помощью графитного карандаша или тонкой иглы и приступают к процессу самой гравировки.
Нанесение изображения с помощью иглы.
Характер конечного изображения зависит от типа выбранной иглы и степени нажима на инструмент. Если мастер нажимает на иглу слабо, тогда получается линия с чистыми краями, при сильном нажиме края линий становятся рваными с выемками и поднимающимися вверх заусенцами (барбами). Во время печати краска заполняет эти выемки и скапливается у барб, за счет чего изображение получается очень насыщенным и бархатистым.
Характер линии при большом нажиме на иглу.
Отличить гравюру сухой иглой можно по таким признакам:
- линии имеют острые концы (часто и в виде крючков);
- на штрихах могут встречаться бархатистые наплывы краски, если барбы не стирались из-за многочисленных оттисков или не убирались принудительно;
- преобладают угловатые и спрямленные линии.
С. Масловский. Портрет жены художника. Сухая игла. 1905 г.
Пунктирная манера
Эта техника подразумевает нанесение на гравировальную пластину системы точек разной формы и размеров.
В процессе работы мастер может пользоваться пунсонами с концами разной остроты и формы (в виде треугольника, квадрата и т.д.), матуаром и гравировальным молоточком. Используя инструменты разной формы, а также разную степень давления гравер строит целую систему разнообразных точек. При необходимости он сгущает или разрежает точки, создавая эффект тени или света. В результате получается изображение с мягкими переходами. Чтобы сделать контуры рисунка более плавными, мастер может пробивать точки сквозь лак.
Инструменты для гравировки пунктиром: граверный молоточек, матуар и пунсоны.
Отличительные признаки пунктирной техники:
- При рассмотрении изображения видны точки разной формы.
- В темных местах рисунка точки больше в размерах.
А. Афанасьев. Портрет Д.В. Давыдова. Пунктирная манера. После 1812 г.
Меццо-тинто
В технике меццо-тинто (от итал. Mezzo — половина, tinto — окрашенный), которую еще называют черной манерой или английской манерой, работа ведется не с созданием углублений в подготовленной пластине, а с выглаживанием определенных участков. Для этого металлическая пластина делается шероховатой с помощью техники зернения. То есть изначально на ней уже есть выемки, а задача гравера заключается в том, чтобы затереть те участки, которые должны быть более светлыми (на гладких участках краска почти не задерживается). Работу с изображением он производит с помощью шабера и гладкого планира. Гравировка ведется от самого черного цвета до самого яркого света (откуда и название черной манеры), что противоположно другим техникам механической гравировки.
Печатная графика это. Гравюра на дереве или ксилография
Гравюра на дереве или ксилография - характерный вида выпуклой гравюры. На доску продольного распила (в Европе это груша или бук, позднее -- пальма; в Японии -- вишневое дерево ) с гладко выструганной поверхностью, а иногда и покрытую слоем мела, художник наносит свой рисунок карандашом или пером. Затем художник или специальный резчик вырезывает особыми ножами и выдалбливает долотцами промежутки между линиями рисунка (то есть то, что на оттиске должно выйти белым или, во всяком случае, цвета бумаги). В оттиске превратится в черные линии и пятна, образует на доске своеобразные хребты выпуклого рельефа. Во время вырезывания гравюры на дереве резчик держит нож крепко в кулаке почти вертикально по отношению к доске и ведет его на себя. На отпечатке изображение получается обратным (как бы в зеркальном отражении) по отношению к изображению на рисунке, то есть то, что в рисунке находилось справа, в отпечатке будет слева, и наоборот.
В досках продольного сечения, которые применяли ксилографы на ранних этапах развития, волокна идут сверху вниз. В этом направлении легко резать доску; напротив, трудно в поперечном направлении, но еще труднее, главное, опаснее -- в диагональном направлении, так как тогда надо остерегаться, чтобы волокна не отклоняли линии и чтобы линию вообще не «зарезать». Вследствие этих трудностей в старой ксилографии мы встретим больше прямых и острых линий, чем округленных, волнистых и диагональных. Для ксилографии характерны отчетливость и некоторая обособленность линий; чем больше в рисунке мелочей, переходов, скрещивания линий, тем труднее для резчика и тем менее выразительна ксилография.
Печатали гравюры на дереве чаще всего на бумаге (очень редко на пергаменте) обычной типографской краской, печатали от руки или простым типографским прессом. Печатание ксилографии не требовало такой тщательности и внимания, как печатание гравюры на металле. Вместе с тем печатание гравюры на дереве полностью соответствовало процессу печатания книжного набора, поэтому можно утверждать, что ксилография -- наиболее естественная, наиболее органическая техника для украшения книги, для книжной иллюстрации. Одно из важных преимуществ гравюры на дереве заключается в очень большом количестве (несколько тысяч) хороших, ясных отпечатков с одной и той же доски.
Печатная графика виды. Печатная графика
Печатная графика – это самое актуальное из изобразительных искусств и вместе с тем наиболее доступное широким слоям общества искусством, которое теснейшим образом связано, с одной стороны с идеологической пропагандой, с прессой и книгой с другой стороны, с хозяйственной деятельностью, с промышленностью, с рекламной. Кроме того, в печатной графике заметная прямая связь между техникой и стилистикой.
Если подойти к графике с точки зрения технических приемов, то она состоит из четырех основных технических элементов:
Доска - поверхность, на которую наносится рисунок.
Инструменты.
Печатная краска.
Печатанье.
Соответственно материалу печатной доски и способам ее разработки различают три основных вида печатной графики.
Выпуклая графика. С поверхности доски удаляются при помощи вырезывания или выдалбывания все места, которые на бумаге должны выйти белыми и наоборот, остаются не тронутыми линии и плоскости соответствующими рисунку – на доске они образуют выпуклый рельеф. В эту группу входят гравюра на дереве (ксилография) и на линолеуме (высокая печать).
Углубленная гравюра (глубокая печать). Изображение наносится на поверхность в форме углубленных желобков, царапин или борозд. В эти углубления попадает краска, которая под сильным давлением печатного станка оставляет по краям доски углубления на бумаге которые отделяют рисунок от полей. К этой группе относятся все виды гравирования на металле офорты и т. п. (глубокая печать).
плоская гравюра на камне (плоская печать). Здесь рисунок и фон оказываются на одном уровне. Поверхность камня обрабатывается химическим составом, таким образом, что жирная краска при накате воспринимается только определенными местами, передающие изображение, а на остальную часть поверхности краска не ложится, отставляя фон бумаги не тронутым, - такая техника литографии. Кроме камня в плоской печати используется и алюминиевые дощечки так называемая – альграфия.